История центра

Точную дату зарождения научно практического направления «Медицина катастроф» указать невозможно.

Ясно одно: оно происходило и формировалось во времена различных военных действий, требующих особой дисциплины и поведения отдельного медика, оказывающего экстренную помощь раненым, особой организации медицинского обеспечения армии.

Чрезвычайная ситуация (ЧС)- нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей на объекте или определенной территории (акватории), вызванное аварией, катастрофой, стихийным или экологическим бедствием, эпидемией, эпизоотией, эпифитотией, применением возможным противником современных средств поражения и приведшее или могущее привести к людским и материальным потерям.

В последнее десятилетие к причинам ЧС добавились социально политические, межнациональные конфликты и массовые беспорядки.

Очаг ЧС территории с находящимися на ней людьми, техникой, зданиями и другими объектами, подвергаются при ЧС воздействию ее поражающих факторов.

Внутри такого очага образуются участки ЧС, различающиеся по степени и характеру опасности для людей и производства.

Несколько очагов (например, при землетрясениях в соседних городах) могут создавать районы чрезвычайных ситуаций.

Следовательно, район ЧС это совокупность нескольких очагов, возникших на большой территории и имеющих одно и тоже причинное происхождение.

Таким образом, при чрезвычайных ситуациях мы имеем дело с системой: «Район- очаг-участок чрезвычайной ситуации».

В декабре 1986г. в нашей стране был создан «Межведомственный центр медицины катастроф», объединяющий коллективы Института медико-биологических проблем, Всесоюзного научно-исследовательского института железнодорожной гигиены и Научно-исследовательского института скорой медицинской помощи им.Н.В.Склифосовского, а в мае 1987г. на его основе образован научный отдел «Медицина катастроф» в НИИСП им.Н.В.Склифосовского.

В задачу отдела входило, в первую очередь, задание научно разработать комплекс мероприятий по организации медицинской помощи пораженным на месте катастрофы, во время транспортировки и в лечебно-профилактических учреждениях.

С 1988г. в Московском медицинском стоматологическом институте им.Н.А.Семашко на кафедре скорой медицинской помощи (зав.кафедрой проф. В.Г.Теряев), базирующейся в НИИ скорой помощи им. Н.В.Склифисовского, читается цикл лекций по «Медицине катастроф».

Теоретическая подготовка, опыт участия в ликвидации медицинских последствий катастроф в г.Иванове, Арзамасе, Нальчике, Бологое и др. позволил коллективу научного отдела «Медицина катастроф» разработать вариант создания системы защиты населения от неблагоприятных воздействий чрезвычайных ситуаций.

В предложенном варианте системы медико-социальной и медико-экологической защиты населения России по функционально-организационным признакам выделены две тесно взаимосвязанные подсистемы: 1).Территориальные центры медицины катастроф, функционирующие на штатной бюджетной основе в субъектах Федерации. 2).Нештатные формирования службы медицины катастроф, создаваемые на базе лечебно- профилактических учреждений субъектов Федерации.

В Воронежской области у истоков службы медицины катастроф стояло отделение экстренной и планово-консультативной медицинской помощи населению, входившее в состав областной клинической больницы №1.

Отделение экстренной и планово-консультативной медицинской помощи размещалось в главном корпусе Областной клинической больницы.

Основная работа отделения заключалась в оказании специализированной и высоко квалифицированной медицинской помощи жителям 32 районов области, а также, учитывая работу межобластных центров (токсикологического, кардиохирургического, гемодиализа, ожогового и т.д.), и жителям других областей.

Впервые эта служба была организована в 1938 году и называлась «Станция санитарной авиации», которую возглавил главный врач Областной клинической больницы Комиссаров Михаил Кузьмич.

С 1939 по 1952 годы в руководстве этой службы сменилось 5 главных врачей.

С 1952 г. по 1974 г. санитарную авиацию возглавлял Черкасов Петр Андреевич. С 1974 г. руководит службой экстренной и планово-консультативной медицинской помощи Кочетов Лев Иванович, врач-хирург, акушер-гинеколог, организатор здравоохранения высшей квалификационной категории.

В 1938 году поступило всего 9 вызовов.

С 1939 по 1951 год выполнялось ежегодно по 120-130 вызовов.

Полеты в районы области осуществлялись на разных типах самолетов и вертолетов (ПО-2, ЯК-12, АН-2, МИ-1, МИ-4, К-26).

Для обеспечения вызовов санавиация имела 6 автомашин, от 2-х до 4-х самолетов, а в период весенних паводков выделялся вертолет.

В отделении соответственно штату работало 13 бортврачей и 10 бортфельдшеров, 128 закрепленных врачей-консультантов, специалистов областных лечебных учреждений и работников кафедр Воронежского государственного медицинского института.

Бортврачам, а также врачам-консультантам, закрепленным за санавиацией, приходилось нести вахту по оказанию экстренной квалифицированной медицинской помощи круглосуточно.

Оказание экстренной квалифицированной медицинской помощи осуществлялось более чем по 40 специальностям.

Прием вызовов из сельских ЛПУ и организация консультаций по телефону специалистами отделения обеспечивались круглосуточно диспетчерской службой.

Профильность и комплектование выездных бригад специалистами, а также очередность оказания экстренной специализированной медицинской помощи осуществлялось заведующим санавиацией.

В целях быстрого сбора и своевременной доставки консультантов, крови, медикаментов к самолетам, работа машин на линии корректировалась по рации.

Для лучшего анализа работы специалистов отделения и контроля преемственности между лечебными учреждениями районов с отделением экстренной и планово-консультативной медицинской помощи поступающие вызовы и консультации по телефону записывались на магнитофонную пленку.

Последнее десятилетие XX века характеризовалось для мирового сообщества в целом, и для России в частности, нестабильностью не только политической обстановки, но и резким увеличением количества техногенных и природных катаклизмов, что получило общепринятое название «чрезвычайные ситуации».

По определению Федерального Закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»- «Чрезвычайная ситуация»-это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Учитывая непредсказуемость и внезапность чрезвычайных ситуаций, возможные массовые санитарные потери в них правительство России приняло решение о создании специальной медицинской службы для предупреждения и ликвидации медико- санитарных последствий чрезвычайных ситуаций (Постановление СМ РСФСР от 14.06.90г. №192 «О создании службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях»).

Для исполнения данного постановления решением исполнительной власти Воронежской области (Решение от 27.05.91г. №249) был создан «Областной центр экстренной медицинской помощи» в чрезвычайных ситуациях на базе отделения экстренной и планово- консультативной медицинской помощи областной клинической больницы №1.

Эту дату можно считать официальным днем создания службы медицины катастроф Воронежской области, поскольку вся деятельность центра с этого времени пронизана идеологией медицины катастроф. 13.06.91г. издан одноименный приказ отдела здравоохранения исполкома областного совета народных депутатов за №182 о создании «Областного центра экстренной медицинской помощи» (ОЦЭМП) как самостоятельного учреждения с правами юридического лица, об утверждении его штатно-организационной структуры и материально-технической базы.

Главным врачом центра был назначен Л.И.Кочетов, руководивший до этого отделением экстренной и планово- консультативной медицинской помощи.

Важным этапом в развитии Службы медицины катастроф (СМК) явилось принятие закона РФ от 21.12.94г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также закона РФ от 22.08.95г. №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», придавших службе медицины катастроф общегосударственное значение, как части единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (Постановление Правительства РФ от 05.11.95г. №1113).

Конкретным воплощением этих законодательных актов для СМК явился выход в свет Постановления Правительства РФ от 28.02.96г. №195 «Вопросы Всероссийской службы медицины катастроф», определившим основные задачи Службы:

-организация и осуществление медико;

-санитарного обеспечения населения при ликвидации чрезвычайных ситуаций;

-обеспечение готовности органов управления, системы связи и оповещения, формирований и учреждений Службы к действиям в ЧС;

-сбор, обработка, обмен и предоставление информации медико-санитарного характера в области защиты населения и территорий в условиях ЧС;

-создание и рациональное использование резервов финансовых, медицинских и материально-технических ресурсов для обеспечения Службы;

-разработка и постоянное совершенствование единой системы медицинского обеспечения населения при возникновении ЧС;

-прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий ЧС;

-участие в подготовке населения и спасателей к оказанию первой медицинской помощи в ЧС.

Далее последовал приказ Минздрава России от 27.10.2000г. №380 «Об утверждении положения о службе медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации», расширивший задачи Службы и определившим ее организационную структуру, организацию деятельности, порядок финансирования и материально-технического обеспечения.

Учитывая большой опыт работы отделения экстренной и планово-консультативной медицинской помощи Воронежской областной клинической больницы с максимально возможным использованием санитарной авиации для доставки бригад специалистов в отдаленные районы области и эвакуации тяжелых больных из районов в областные ЛПУ, в состав уже государственного учреждения здравоохранения Воронежский территориальный центр медицины катастроф изначально были включены отделение скорой медицинской помощи для оказания помощи пораженным на месте или на границе чрезвычайных ситуаций (ЧС) и на первом этапе медицинской эвакуации, а также отделение экстренной и планово-консультативной медицинской помощи для оказания экстренной специализированной медицинской помощи населению в режиме повседневной деятельности и на этапе оказания специализированной медицинской помощи пострадавшим в ЧС.

В последствии, согласно требованиям, предъявляемым к оказанию экстренной специализированной медицинской помощи не только в стационарах ЛПУ районов, но и во время транспортировки тяжелых и крайне тяжелых больных в областные клиники, были сформированы выездные реанимационно-анестезиологические бригады, объединенные в последствии в реанимационно-анестезиологическое отделение.

С самого начала создания центра и службы медицины катастроф санитарная авиация органично вошла в состав службы, выполняя важную функцию по существенному сокращению времени от получения вызова до прибытия специалистов центра медицины катастроф к постели тяжело больного в районном ЛПУ.

Правильность данной концепции организации функционирования ГУЗ «ВТЦМК» была в дальнейшем подтверждена решением Минздрава России, использовавшим опыт Воронежского ТЦМК, о создании территориальных центров медицины катастроф в субъектах Российской Федерации по такой же организационной структуре.

Штатная структура ГУЗ «ВТЦМК», утвержденная на основе такого мультифункционального подхода к его деятельности, позволила службе медицины катастроф области создать свои штатные формирования высококвалифицированных специалистов для осуществления помощи пораженным в ЧС на первом и втором этапах медицинской эвакуации в полном объеме, иметь реальные бригады специалистов постоянной и повышенной готовности.

Опыт тренировок показал, что по сигналу «общий сбор» в течение 1-1,5 часов в ГУЗ «ВТЦМК» являются до 80-85% всех медицинских работников центра.

Наличие штатных сотрудников позволяют службе иметь высокую степень готовности формирований центра к участию в мероприятиях по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Постоянная профессиональная деятельность всех медицинских работников центра по оказанию экстренной специализированной медицинской помощи населению области и эвакуации «срочных» больных из районов в областные ЛПУ обеспечивает совершенствование знаний и практических навыков специалистов центра и оправдывает затраты на содержание учреждения.

26-27 марта 1996г. в Воронеже состоялась первая Всероссийская научно-практическая конференция по СМК «Задачи и организация работы территориальных и региональных центров медицины катастроф», рассмотревшая актуальные вопросы организационного строительства и деятельности ТЦМК.

Организаторами конференции, наряду с Воронежским центром медицины катастроф, выступили комитет по здравоохранению администрации области и Всероссийский центр медицины катастроф «Защита». 10.08.1998г. центру было присвоено название Государственное учреждение здравоохранения «Территориальный центр медицины катастроф», (ГУЗ «ТЦМК»).

Согласно Положения о Службе ГУЗ «ТЦМК» функционирует в 3-х режимах: режиме повседневной деятельности, режиме повышенной готовности и режиме чрезвычайной ситуации.

В режиме повседневной деятельности ГУЗ «ТЦМК» обеспечивает население Воронежской области экстренной специализированной медицинской помощью по вызовам из ЛПУ районов, в том числе и медицинским обеспечением транспортируемых «срочных» и «реанимационных» больных в специализированные отделения клиник г.Воронежа; проводит практические и теоретические занятия, тренировки, учения согласно планов и графиков с персоналом центра по повышению готовности формирований центра к работе в ЧС.

В режиме чрезвычайной ситуации ГУЗ «ТЦМК» оказывает медицинскую помощь пораженным в ЧС в необходимых объемах на первом и втором этапах медицинской эвакуации.

Наибольший объем работы по оказанию экстренной специализированной медицинской помощи населению области выполняют общие хирурги, нейрохирурги, анестезиологи-реаниматологи.

Подавляющее большинство специалистов указанного профиля – постоянные сотрудники ГУЗ «ТЦМК».

Поскольку в районных ЛПУ отсутствуют нейрохирурги, то вся экстренная нейрохирургическая помощь в области выполняется специалистами ГУЗ «ТЦМК».

Две нейрохирургические бригады дежурят круглосуточно: одна в центре, другая на дому и через 15-20 мин после поступления вызова к «срочному» нейрохирургическому больному находятся в пути к пострадавшему, что, естественно, положительно сказывается на сроках и эффективности оказания помощи, а в последствии на медицинском прогнозе для этой категории больных.

99,9% контингента «экстренных» нейрохирургических больных, обслуженных ГУЗ «ТЦМК»,- это пострадавшие и пораженные в дорожно-транспортных происшествиях с тяжелыми черепно-мозговыми травмами.

Работа нейрохирургов центра заключается в консультации всех нейрохирургических больных, поступающих в сельские ЛПУ, выдаче рекомендаций по тактике лечения, а также выездах в ЦРБ и оперативному лечению нуждающихся в операциях.

Кроме этого осуществляются оперативные пособия: люмбальные пункции, вправление шейных позвонков по Гоме-Гутеру, диагностические энцефалоэхоскопии. В центре также накоплен положительный опыт помощи больным с язвенными кровотечениями.

К больному с указанной «срочной» патологией немедленно выезжает бригада в составе врачей-хирургов, врача- эндоскописта, врача- анестезиолога, медсестры-анестезистки и операционной медсестры.

Данная организация помощи больному с язвенным кровотечением позволяет на месте установить причину кровотечения и выбрать наиболее оправданную тактику помощи, в т.ч. и срочную операцию. Врачи анестезиологи-реаниматологи особенно много выезжали в районы области.

В 2001 году таких выездов было 692, в 2002г.-469, в 2003г.-554.

Большое количество выездов связано с тем, что врачи-анестезиологи и реаниматологи обеспечивали деятельность специализированных бригад, осуществлявших оперативные вмешательства при выездах в ЦРБ, и медицинское обеспечение при эвакуации тяжело больных из сельских больниц в областные ЛПУ.

Специалисты ГУЗ «ТЦМК» в случае необходимости замещали своих коллег в сельских ЛПУ в плановом порядке.

В 2001 году в сельских больницах врачами ГУЗ «ТЦМК» отработано 493 дня, в 2002г.-265 дней, в 2003г.-460 дней.

ГУЗ «ТЦМК» является штабом областной СМК. Областная служба медицины катастроф была создана постановлением администрации области от 9.10.2000г. №940. С 2000г.

СМК области возглавляют руководители органа управления здравоохранения администрации области согласно утвержденного постановления администрации области «Положения о СМК Воронежской области.

Перед ГУЗ «ТЦМК», как штабом СМК области, была поставлена задача создать СМК территориального (т.е. областного) и местного (т.е. районного) уровней согласно Положения о Службе.

Данная задача выполнена в 2002г. Во всех районах области и в г.Воронеже постановлением глав администрации создана СМК местного уровня.

Основой СМК территориального и местного уровней явилсь формирования СМК:

- штатные (в ГУЗ «ТЦМК»);

- нештатные (в ЛПУ области).

Штатные формирования на базе ГУЗ «ТЦМК» включали 12 бригад экстренной медицинской помощи и 8 бригад специализированной помощи: общехирургическую, нейрохирургичекую, травматологичекую, ожоговую, акушерско-гинекологическую, токсико- терапевтическую, анестезиологическую, инфекционную.

В состав нештатных формирований входили бригады скорой медицинской помощи и врачебно-сестринские бригады ЛПУ области и г.Воронежа, а также бригады специализированной медицинской помощи, созданные на базе городских и областных больниц г.Воронежа.

Общее число нештатных формирований было 538 в 2002 г..

За многолетний труд в развитии санитарной авиации и существенный вклад в становление службы медицины катастроф в Воронежской области главный врач ГУЗ «ТЦМК» Л.И.Кочетов (1991-2005 гг.) удостоен почетного звания «Заслуженный врач России» в 1997 году.

Таким образом, в Воронежской области благодаря совместной работе ГУЗ «Территориальный центр медицины катастроф» и главного управления здравоохранения администрации выполнено Постановление Правительства России о создании службы медицины катастроф территориального и местного уровней как нового направления в медицине.

СМК предназначается для предупреждения, минимизации и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций на территории области.

12 бригад экстренной медицинской помощи центра за 5-6 часов работы могут оказать первую врачебную помощь 600 пораженным, используя свои штатные укладки.

При необходимости ГУЗ «ТЦМК» обеспечен запасом медицинского имущества для оказания помощи еще 500-600 пораженным.

Это имущество доставляется к месту работы формирований СМК.

Специализированные хирургические бригады могут оказать помощь из расчета 10-12 пораженным за 10 часов работы каждая.